ГУК "Центр развития бурятской культуры Забайкальского края"

Главная » 2015 » Февраль » 17 » Традиция имянаречения и присвоения фамилий у бурят
04:28
Традиция имянаречения и присвоения фамилий у бурят

27 марта 2014 года в ходе очередного заседания Собранием представителей Агинского Бурятского округа было принято решение рекомендовать Центру развития бурятской культуры и СМИ округа провести информационно-разъяснительные мероприятия по популяризации и применению норм закона Забайкальского края «Об исполнении закона Забайкальского края», обоснованного на законе ЗК «Об образовании фамилии при государственной регистрации рождения лиц бурятской национальности № 498/Р от 06.006.2011 года».

               Во исполнение данной рекомендации ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» осуществлял информационно-разъяснительную работу во время проведения лекций о традициях и обычаях бурятского народа в муниципальных образованиях, организациях и учреждениях округа по практическому использованию пунктов вышеназванного закона Забайкальского края. Наряду с этим, Центром проводится мониторинг об уровне владения населения бурятским языком. Специалисты Центра планируют продолжить эту работу и в 2015 году в рамках проведения Месячника бурятского языка.  В целях проведения разъяснительной работы написана статья «Что в имени тебе твоем…», которая используется в мероприятиях, проводимых с населением.

 

 

Традиция имянаречения и присвоения фамилий у бурят

 

(статья предназначена для проведения лекций и бесед в организациях, учреждениях, для студентов и  учащихся старших классов общеобразовательных школ округа, края)

 

               В лексической системе любого языка значительное место занимают имена собственные, исследование которых с культурно-исторической точки зрения дает возможность выявить ее фонетические, морфологические и семантические аспекты, основанные на атропонимии, являющейся живым свидетелем развития языка. Антропонимия содержит в себе информацию об истории и бытовом укладе народа, о его тесных контактах с разными родоплеменными  объединениями, в течение многих веков живущих на сопредельных территориях.

               На протяжении многих столетий Забайкалье, где проживал бурятский этнос, было местом взаимодействия разных культур – буддийской культуры Востока, христианской культуры Запада, культуры тюркских племен, когда-то проживавших на широких просторах Сибири (В.Н.Пупышев-кфн).

               Состав личных имен забайкальских и прибайкальских бурят имеет большие различия, что свидетельствует об огромном влиянии пресловутых культур и различие в вероисповеданиях. Забайкальские буряты, территориально граничившие с Монголией, находились под влиянием восточной культуры и исповедовали ламаизм и буддизм. Прибайкальские буряты, оторванные от монгольского мира и жившие в пределах Иркутской области, исповедовали в основном шаманизм и частично христианскую религию. Все это нашло свое отражение и в личных именах людей.

Во все времена своего существования человек искал в своем имени особый смысл, отражение в нем своего бытия и окружающего мира. Оно было воплощением стремления наших предков к осуществлению их представлений о добре и справедливости, символом воплощения в жизнь веры, надежды и любви. Издревле людям было свойственно понимание имени как внутренней сущности человека, его души, источник силы и дальнейшего развития. В культурно-исторических традициях некоторых народов, в том числе и бурятского, наречение новорожденного именем представляло собой отгадывание внутренней сущности того, кому присваивалось имя.

Психолог Б.Ю.Хигир считает, что в имени человека заложен важный код, формирующий всю его жизнь, а отчество и фамилия закладывают дополнительную информацию о человеке. Это утверждение перекликается с философией бурятского народа о положительном влиянии имени на будущее новорожденного младенца.

По-старинному представлению бурят имя, как особый символ,  предопределяет судьбу ребенка. Вера в магическую силу имени отражены в антропонимах, выражающих пожелания хорошей жизни, благополучия, долголетия. Имена в этих случаях звучат как просьба-мольба или заклинание. Например: Насан – жизнь, век; Тогто, Тогтохо – остановиться; Мунхэ – вечный, вечность; Шулуун – камень; Тумэр – железо; Булад – сталь; Балта – молоток, кузнечная кувалда. Нарекая такими именами своих детей, родители выражают свое пожелание им крепкого здоровья, долгих лет жизни. Также существовало поверье, что металлические изделия, изготовленные дарханами, прошедшими обряд кузнечного посвящения, такие как нож, молоток охраняли ребенка от злых духов.

               Основная же часть личных имен забайкальских бурят - это исконно бурятские имена: Баир - радость, Сэсэг - цветок, Батор - богатырь, Наран - солнце и т.п. В ХУ11-ХУ111 веках с распространением буддизма тибетские и санскритские имена прочно вошли в лексический состав бурятского языка. До сегодняшнего дня часто встречаются тибетские и санскритские имена - Буда, Лхама, Дари, Гомбо, Жамсаран и другие.  Также с этого периода родители часто стали давать двойные имена: Доржи-Ханда, Цырен-Дулма, Цырен-Доржи, Базар-Сада и т.п., в которых один из элементов имени, а иногда и оба выражали определенные смысловые понятия, такие как разум, вера, алмаз и т.д., при чем второй элемент имени усиливал значение первого.

Иногда родители давали ребенку имя, происходящее от тибетского слова «суу» или «соо», означавшее озеро, море, применив при этом суффиксы –суу, -цуу, -соо, -цоо: Балмасуу, Бимбасуу, Дамдинцоо, Янжинцоо.   В настоящее время тибетские и санскритские имена многими людьми не осознаются как иноязычные, а воспринимаются как собственно бурятские. У прибайкальских же бурят широкое распространение получили личные имена христианского календаря (например: Николай, Семён, Василий, Михаил и другие)

               У бурят есть группа имен - пожеланий физической силы, стойкости, мужества, которые иногда давались по характерному признаку человека:  Бата, Бухэ, Шамбай - крепкий, Батор – богатырь, Зориг – смелый, волевой.  Есть имена с пожеланием силы, ловкости, стремительности: Солбон – живой, энергичный; Сокто – с огоньком; Мэргэн – меткий, искусный, разумный, мудрый; Уян – гибкий, коммуникабельный. Имена же Арсалан - лев, Бургэд - орел, Нашан - сокол являются синонимами силы и смелости.    

               Проявления антропонимических традиций в духовной жизни народа очень разнообразны. В числе бурятских антропонимов особое место занимают охранные имена, отражающие влияние религиозных воззрений и верований народа. Издревле в имянаречении ребенка наблюдалась связь человека с природой, родовыми тотемами, с жизненными устремлениями семьи. Буряты были уверены в том, что имя человека является неотъемлемой частью личности, его душой и вторым «я».

В свадебной обрядности существовало табуирование имени старейшин рода и родителей. Невестка не имела права называть по имени свекра, свекровь и других старейшин рода, имена которых обговаривались во время предсвадебных обрядовых мероприятий.

Также существовали предрассудки о том, что нельзя называть человека по имени. В прошлые века назвать вслух имя человека значило сделать его безоружным перед силами зла. Именно поэтому у наших предков было принято вместо настоящего имени давать другое, менее благозвучное. Например: вместо имени Булган девочку называли другим именем, например, Боро басаган, вместо Саран - Сагаадай, вместо Наран - Саруулхан и т.д. Присваивались детям имена, даже взятые из сельскохозяйственной и другой терминологии: Буха - бык, Тэхэ - козел, Тахуунай – копыто, Гулгэн - щенок, Хурьгаадай - ягненок, Бургэд – орел.

Можно привести большое количество примеров присвоения детям имен-оберегов, которыми именовали их вместо настоящих собственных имен. Так, в прошлом веке только в одном Табтанае Дульдургинского района можно было встретить такие охранные имена: Андуу, Боро, Борлоон, Бороондой, Борхондой, Бахан, Баадии, Бальжуу, Бубэй, Бумбэй, Буга, Булган, Булхар, Бурэнжээ, Гоодии, Гозоони, Дидуу, Додоо, Дужаа, Душии, Дамдяа, Дарбаансак, Мухаанай, Жумпурма, Пошхо, Лонхо, Ушдуу, Ухин,  Сандяа, Суварагша, Сагаадай, Зургаадай, Шобоодой, Тахуунай, Хуряахай, Харагшан, Халзаама, Шаракшаан, Тогоон.

С древнейших времен люди верили в чудодейственную магию имени. Имена типа Шоно - волк, Барас - барс, Онгон - дух давались для устрашения злых духов, оберегая тем самым от них своих детей. В настоящее время охранные имена вошли в число архаичных имен, но продолжают до сих пор оставаться в лексике бурятских фамилий: Шоноев, Барасов, Гулгенов, Бургэдов, Онгонов, Бухаев, Тыхеев и т.д.

ХХ век был временем смены политического и идеологического мировоззрений, многих преобразований и перемен в жизни каждого гражданина нашей страны, что тоже оказало свое влияние на имянаречение новорожденных детей. Многие родители даже стали давать своим детям имена, связанные  с существующим общественным строем в стране, такие, как Ревомир, Революция, Хубисхал, Вэлэкэсэма (ВЛКСМ), Октябрина, Ноябрина, Ким (коммунистический интернационал молодежи).

В тридцатые-сороковые годы прошлого столетия большое распространение получили имена: Бато-Жаргал – крепкое счастье, Мунхэ-Бата - крепкий навека, Сэсэгма - цветок. Также часто стали употребляться русские имена: Мария, Антонида, Тамара, Александр, Владимир. Последующие годы были характерны такими имянаречениями, как Бадмажаб, Раднажаб, Хандацырен, в то же время именник бурятских имен пополнился именами Эржэн - перламутр, Солбон – звезда Венера, Эрдэни – драгоценный камень, Степан, Эльвира и т.д.  

С шестидесятых по восьмидесятые годы прошлого столетия стали появляться иноязычные имена: Альберт, Викентий, Эдуард, Карл, Карина, Эльза. Наряду с такими именами стали встречаться имена – пожелания красоты и обаяния такие, как Мухаанай – милая, Биндэрья – изумруд, Одон – звезда. Ближе к девяностым годам органами ЗАГС зафиксировано большое количество имянаречений: Алдар - слава, Алтан, Алтана - золото, Аяна - путешественница, Оюун, Оюуна – бирюза, Заяата – дарованная судьбой, Жаргал – счастье. В последнее время появилось много имен типа Сэлмэг, Сэлмэга - светлая, Адис, Адиса - благоухающая, Саран, Сарана - луна, Номин, Номина – лазурит.

               Буряты-буддисты считают, что носители имен Гэсэр, Чингис обладают большой силой и мощной энергетикой. Такие имена может носить физически и духовно сильный человек. Понимая, что выбор имени очень ответственный и важный момент в жизни человека, родителям стоит задуматься, прежде чем нарекать своего ребенка такими именами. Памятуя о том, что для каждого народа важной особенностью считается магическая функция имени, которая влияет на судьбу нареченного, ламы не советуют давать детям имена рано умерших или погибших родственников.

               Современные русские имена, которыми нарекаются бурятские дети, воспринимаются нами как чисто русские, тогда как они имеют и древнегреческое, и древнееврейское, и латинское происхождение. Например: Василий, Алексей, Федор – древнегреческие имена, Эсфирь, Натан, Фима, Этта – древнееврейские, Индира – индийское, Алима, Малика – тюркское, Амина – арабское и т.д.  Отечественными исследователями отмечено, что с середины прошлого века участились случаи присвоения детям западноевропейских имен Анжелика, Фредерика, Карина, что свидетельствует об активном взаимодействии бурят с культурой не только русского, но и других народов мира.

               Конец прошлого и начало нынешнего столетия был ознаменован крупными преобразованиями, реформами, возвратом к традиционным ценностям и обращением бурят к своим исконным бурятским именам. Сложилась традиция просить определить имя для ребенка у ламы-астролога, который по звездам, дате рождения определяет наиболее благоприятное и подходящее имя. Одним из примеров можно привести такой факт из практики имянаречения. Семья, состоящая из жены бурятки и мужа украинца, обратилась к астрологу выбрать имя для их мальчиков-двойняшек. В итоге им были присвоены имена: для рожденного первым было дано бурятское имя Батор и русское имя Александр, второму – бурятское имя Алдар и русское имя Юрий.

               С самого младенчества люди каждый день много раз слышат свое имя. И в каждом случае звучание собственного имени человека особым образом воздействует на его душевное состояние, на настроение. Такое же магическое влияние оказывают отчество и фамилия человека.

               Вплоть до девятнадцатого века у бурятского народа, как и других монгольских племен, вместо фамилии употреблялось имя отца, например: Батын Жамса, Санжын Мунхэ, Доржын Болот. С конца ХУ111 века старейшинами на общем собрании представителей бурятских родов было принято решение о порядке обозначения собственных имен и фамилий бурят, написание которых соответствовало бы нормам и требованиям заполнения официальных бумаг, и было бы легко читаемым и воспринимаемым представителями других народов. Так, появились фамилии, Гомбоин, Батоин, Санжиин, Бадмажабэ, Галсанэ, Хадаханэ, Ринчино, Балдано, Базарон, Дугарон  и т.д.

Фамилии агинских бурят, как и у других этнических бурят, конца двадцатого и начала двадцать первого веков в основном были образованы по русской модели написания, с помощью суффиксов – ов, - ев, например: Болотов, Цыдыпов, Цыренов, Хандаев, Будаев, Батодалаев.

6 июня 2011 года Законодательным Собранием Забайкальского края был принят Закон № 498-ЗЗК «Об образовании фамилии при государственной регистрации рождения лиц бурятской национальности». Этот Закон гласит: 

Статья 1:  В соответствии со статьей 58 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей.

Статья 2:  При разных фамилиях родителей по их соглашению с учетом бурятских национальных обычаев ребенку присваивается иная фамилия, которая образуется:

от имени отца или имени деда ребенка как со стороны отца, так и со стороны матери ребенка
от фамилии отца или фамилии матери ребенка либо от имени отца или имени деда ребенка как со стороны отца, так и со стороны матери ребенка с помощью суффиксов:  - э,  - о,  - он,  - ин, - ын, - ай.

 

Данный Закон вступил в силу со дня его опубликования в средствах массовой информации. Теперь каждый гражданин бурятского происхождения, поживающий в крае, имеет право присваивать фамилию своим детям в соответствии с данным Законом Забайкальского края.

               Восприятие собственных имен современным человеком во многом  отличается от восприятия имен людьми прошлого, но остается таким же, не безразличным. Это особенно ярко проявляется в выборе имени, ибо люди считают, что имя человека – это часть его индивидуальности. В настоящее время преимущественно используются однокомпонентные традиционные бурятские имена, которые наиболее благозвучны и легко произносимы представителями другой национальности.

 

 

 

10 октября 2014 года, г/о «Поселок Агинское».

 

Батомункина Ц.Ц. – методист государственного учреждения культуры  «Центр развития бурятской культуры  Забайкальского края»

Просмотров: 644 | Добавил: mars | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: