ГУК "Центр развития бурятской культуры Забайкальского края"

Главная » 2013 » Ноябрь » 12 » Удостоена государственной премии «Душа России»
11:31
Удостоена государственной премии «Душа России»

В начале 2013 года государственным учреждением культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» была выдвинута на соискание премии Правительства России «Душа России» мастер – ювелир Агинского Бурятского округа Дарима Чимитдоржиевна Дондокова. Ее кандидатура была поддержана министерством культуры Забайкальского края. 11 декабря в столице нашей страны Москве состоится вручение награды лучшим представителям народного творчества России, в том числе и нашей талантливой землячки.  

Дарима Чимитдоржиевна относится к числу самых талантливых  мастеров-самородков агинской земли. Основным направлением ее творческой работы является изготовление ювелирных украшений по традициям старых мастеров, будь то - традиционные серебряные и золотые украшения в качестве дополнения к бурятской праздничной одежде, будь то красивые, изящные ювелирные коллекции, изготовленные по самым современным тенденциям моды и запросам потребителей.

                Все ювелирные украшения, изготовленные ее руками, отличают утонченность композиций и форм, богатство фантазии, изысканность цветовых решений в подборе драгоценных и полудрагоценных каменьев, в которых гармонично сочетаются лучшие традиции бурятского ювелирного дела и современных решений, как в технологии изготовления, так и в выборе исходного материала.

Дондокова Д.Ч. в своих работах очень часто обращается к теме женских, иногда и мужских, украшений, которые, как отмечалось, являются непременной атрибутикой традиционного бурятского костюма. К женским украшениям относятся самые разные по форме и технике исполнения серьги, кольца, браслеты, накосники «даруулга» - украшения своеобразной женской короны, нагрудные украшения «гуу», боковые подвесные украшения из серебра и драгоценных камней. Такие женские украшения (из более дешевых материалов) изготавливает Дондокова Д.Ч. по заказу фольклорных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, участниц конкурсов красавиц «Дангина» и других любителей традиционных украшений не только нашего края, но и других регионов России.

К мастеру Дондоковой Д.Ч. неоднократно поступают заказы и на мужские украшения, такие как чаши, пиалы, огниво и даже ножи, которые она выполняла, но все же ее «стихией» являются женские украшения, по которым можно безошибочно распознать статус хозяйки, ее возраст, ее внутренние устремления и надежды на будущее.  Также к ней поступают заказы и от частных коллекционеров и лиц из городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Иркутск, Хабаровск.

В производстве уникальных  ювелирных изделий мастер-ювелир Дондокова Д.Ч. использует серебро, золото, реже – мельхиор и другие металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, даже дорогие породы дерева, экзотические виды кожи, кости и многое другое, которое облагораживает будущее изделие.

Опираясь на пришедшее из глубины веков ювелирное искусство выдающихся бурятских мастеров и мастеров декоративно-прикладного искусства России, Дарима Чимитдоржиевна Дондокова ставит перед собой цель - сохранить традиционные виды техники обработки металлов и драгоценных камней. А это служит дальнейшему обогащению материальной культуры бурятского народа, и углублению общего представления о неповторимом ювелирном искусстве не только Агинского Бурятского округа, Забайкальского края, но и в целом нашей многонациональной страны.

Издревле у Агинских бурят были развиты различные домашние промыслы, такие как обработка кожи, меха, производство шерсти, шитье одежды, изготовление деревянных и металлических предметов домашнего быта, шорных изделий. Сведения об истории зарождения и характеристике ремёсел кочевников-номадов написано в работах ученого-исследователя Евразии С.И.Ванштейна: «…в процессе исторического развития ремесла прошло несколько стадий, причем основное отличие его ранних форм от домашнего хозяйства заключалось в специализации и производстве изделий главным образом на заказ или на рынок, а не потребления в собственном хозяйстве. Такое производство, даже если оно было тесно связано с домашним хозяйством, может рассматриваться как ремесло».

На эволюцию традиционных ремесел Агинских бурят оказали влияние такие факторы, как уровень развития производительных сил и особенности этнической истории народа, а также формы ведения хозяйства, природные условия, наличие сырья и других необходимых факторов. Территория их проживания простиралась между Борщовочным и Газимуро-Ононским хребтами, у подножия Алханайских гор, в долинах рек Ага и Онон, богатых месторождениями полезных ископаемых, включая залежи цветных и драгоценных металлов, что послужило основой зарождения рудознатного и кузнечного дела.

Оригинальная культура Агинских бурят складывалась и развивалась на протяжении Х1Х и начала ХХ веков. Сведения по этнографии региона восточного Забайкалья содержатся в архивных материалах Института востоковедения, «Российского этнографического музея  (г.Санкт-Петербург), Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.А.Обручева (г.Кяхта), в рукописях Убаши-Цыбик Онгодова (РО БИОН РАН, ф.1, д.14-16), дневниковых записях Цыбена Жамсарано (АИВ РАН, ф.62, оп.1, д117). В разное время описание о культуре, этнографии, жизни и быте, народных промыслах было сделано Б.Э.Петри, Г.Н. Потаниным и А.В.Потаниной, М.Н.Хангаловым, Л.Линховоин, Б.Ванчиковым. Заметный вклад в изучение декоративно-прикладного искусства бурят внесли книги И.С.Тугутова «Материальная культура бурят», К.В.Вяткиной «Очерки культуры и быта бурят» и других авторов.

Интересные сведения о ювелирных изделиях Агинских дарханов содержатся в записках У-Ц.Онгодова: «Также любят украшаться мужчины драгоценным металлом как на ножах, ножнах, огнивах и на поясах со вставками из дорогих каменьев, кораллов (маржана). А женский пол при серебре и золоте, т.е. венский пол при серебре и золоте, т.е.ным металлом как на ножах, ножнах, огнивах и на поясах со вставками из дорогих каменьев,  браслетах, перстнях, серьгах и прочих разных блях, на плечах, на груди и на спине: разных цепочек, пуговиц, ухочисток, зубочисток, наигольников, разных побрякушек и ключей всем этим обвешиваются по обоим бокам. Конечно, украшали дорогими каменьями, кораллов (маржана) – разными вывесками, ожерельями из цельных нитей маржана, малахита, янтарей, ляпис лазурита…» (РО БИОН, ф.1, д.14, л.103).

В последнее время наблюдается повышение интереса у населения к ювелирным изделиям, и это связано с тем, что спрос на них неуклонно растет. Повышенный спрос на ювелирные украшения стимулирует спрос и на услуги по изготовлению эксклюзивных, именных заказов, в некоторых случаях - заказов на изделия в чисто традиционном национальном стиле и соответствующие высокохудожественному, профессиональному, качественному и быстрому исполнению.

В сложившихся современных условиях мастер Дондокова Д.Ч. старается удовлетворить спрос на эксклюзивную ювелирную продукцию. Она работает

в своей небольшой личной мастерской. Наряду с основной работой, она здесь же ведет кружок с группой школьников, передавая им свой опыт работы по изготовлению ювелирных украшений. Участвуя в работе окружных, краевых семинаров, научно – практических конференций, в окружных, краевых, региональных и всероссийских выставках декоративно – прикладного творчества, она непременно пропагандирует самобытное творчество нашего края и дает мастер – классы.

Главными приоритетами творческой деятельности Дондоковой Д.Ч. является создание новых культурных ценностей, сохранение и дальнейшее развитие культурного наследия народа России для будущих поколений и осуществляется в условиях постоянного поиска оптимальных решений и достижения высоких результатов работы. Она скрупулезно и тщательно работает над своими произведениями, каждый раз привнося в них новизну и неповторимую оригинальность. Выполняя социальный заказ творческих коллективов Забайкальского края и населения, она вносит свой посильный вклад в реализацию социально значимых инициатив и проектов, в развитие самодеятельного народного творчества и самобытного декоративно – прикладного искусства не только нашего края, но и всей многонациональной России. Обращение мастера-ювелира к своим национальным традициям служит не столько для возможности создания исторической ретроспективы и  удовлетворению тяги к познанию прошлого, сколько для более ясного видения своего настоящего и будущего.

                С каждым годом в Забайкальском крае приобретает размах социальный форум «Забайкальцы – Забайкалью», в работе которого принимает участие и наш соискатель на премию Правительства РФ «Душа России» Дарима Чимитдоржиевна Дондокова. Ее активная гражданская позиция, ее участие в различных социальных акциях, общение с широким кругом талантливых художников, модельеров-дизайнеров и других мастеров Забайкалья, наполняют ее работу новым содержанием, обогащает новыми идеями и инициативами.

                За свой многолетний плодотворный труд, высокие достижения в смотрах, конкурсах разных уровней, активное участие в выставках, ярмарках и активную гражданскую позицию Дондокова Дарима Чимитдоржиевна удостоена высокой награды - премии Правительства Российской Федерации «Душа России».

 

 

Цырендулма Батомункина – ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»

 

Просмотров: 367 | Добавил: mars | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: