ГУК "Центр развития бурятской культуры Забайкальского края"

Главная » 2015 » Сентябрь » 7 » В его прозе – его судьба
10:12
В его прозе – его судьба

Очень трудно писать воспоминания о собственном отце. Погружаться в волны памяти, заново чувствовать, переживать события прошлых лет, осознавать, что больше он не назовет меня дочкой.

Мои первые воспоминания - я на полу у ног отца, который сидит рядом с листком белой бумаги с небольшим отверстием посередине. Мы с ним весело выбираем на полу облупленные островки старой краски, накладываем на них бумагу и через отверстие воображаем и создаем своих героев. При этом каждый из нас придумывал сказки или смешные истории. Такие незатейливые игры были во всем: мы видели своих героев в облаках, когда катались на теплоходе по Амуру, на замерзшем стекле трамвая, несущий нас в кинотеатр на фильм «Чук и Гек», на цветных занавесках пассажирского поезда «Москва –Владивосток». Четкие воспоминания примерно с пятилетнего возраста. Отец тогда был слушателем Хабаровской высшей партийной школы, мама – работала в булочной, которая находилась в двух шагах от нашего дома. Даже сейчас помню вкус и ароматный запах, который исходил от этого магазина. Мне сейчас даже трудно представить, как они жили в однокомнатной съемной квартире с четырьмя малолетними детьми, старшей которой была я. При этом оба умудрялись учиться и работать. «Так все жили, - улыбаясь, вспоминает мама, - в этой квартире жили все агинские слушатели. Мы въехали в нее после семьи Балдоржи Чимитова, после нас – семья Жамьал-Бабу Цырендоржиева».

Пять лет учебы в партшколе дали папе хорошее профессиональное образование журналиста. Он всегда вспоминал своих преподавателей, которые стали для него настоящими наставниками.   

В 1977 году мы вернулись в Агинский округ и папа стал работать инструктором окружкома партии. Через два года по партийной линии его перевели в Дульдургу. Здесь мы прожили восемь лет. Папа стал одним из инициаторов создания районной газеты «Ленинец», которая существует до сих пор. Помню, как ему было интересно мое мнение о девизе газеты «За расцвет родного края» и юнкоровской колонке. Это сейчас я понимаю, что таким образом он непринужденно учил меня газетному делу. В его отделе агитации и пропаганды инструктором работал Дамдинжаб Чимитович Мункуев. Основную канву многочисленных мероприятий они создавали вдвоем. Помню как однажды мама и супруга Дамдинжап Чимитовича Баирма Дмитриевна всю ночь шили разноцветные флаги для украшения стадиона районной спартакиады. И таких моментов было множество.

Частыми гостями нашего дома были знаменитые деятели культуры. Особенно мы радовались, когда приезжал с гастролями Бурдрам. Ведущий актер театра, основатель и первый директор бурятского цирка Майдари Хайдапович Жапхандаев – друг детства. Когда то они, будучи десятиклассниками, без вступительных экзаменов, стали студентами Ленинградского института театра, кино и музыки. Отборочным туром для них стало выступление в школьной художественной самодеятельности. Однако в Ленинград Майдари Хайдапович уехал один, папа, пожалев престарелых родителей, остался дома.

Папа родился в 1945 году, у одинокой немой колхозницы Лхамы Дамдинжаповой. Это была боевая и коренастая красавица из Таптаная. В двухлетнем возрасте папу усыновила семья Цырендаши Анандаева и Бальжинимы Цырендоржиевой из Зуткулея. В этом селе он пошел в первый класс, но семилетку закончил в Токчине, в которой за хорошую учебу и примерное поведение был делегирован в школьную поездку в Краснодон, на родину героев-молодогвардейцев. После школы работал в колхозе «Родина». В 24 года стал председателем Зуткулейского сельского Совета.

Надо отдать должное родной матери и приемным родителям за мудрость в воспитании сына. Папа всегда знал свою родную мать и относился к ней с уважением. Всегда поддерживал связь, будучи уже взрослым собрал в единую семью всех ее одиннадцать детей. Природа, за материнскую немоту, одарила всех ее детей красноречием. В приемной семье у папы появилась старшая сестра Цыбегмит Цырендашиевна. Именно она в январскую стужу 1947 года на конных санях с отцом привезла папу с Таптаная в Зуткулей. Вместе они получили хорошее воспитание, достойное образование. Цыбегмит абгай, после окончания Агинского педагогического училища, всю жизнь проработала учителем начальных классов, она – ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения. В 1969 году, она с мужем жила в Зуткулее и работала в школе. Моя мама, Светлана Шойжиловна тогда работала учителем английского языка и жила у Цыбегмит Цырендашиевны. В том же году из армии вернулся папа, отслуживший в Московском военном округе. Так они и познакомились. Потом родственники долго смеялись и вспоминали «Как наш Гарма женился на нашей Свете». Мои родители прожили хорошую и счастливую жизнь, воспитали пятерых детей.

В 1987 году мы снова переехали в Агинское. Здесь папа вновь работал по партийной линии, позднее возглавлял отдел Агинского народного контроля. Особый период в жизни Гармы Анандаевича стали годы работы в Агинском окружном радиовещании. На этой должности он смог за короткое время создать Агинскую телерадиовещательную компанию – первое местное телевидение. При поддержке органов государственной власти Агинского округа и Читинского телевидения, была создана конкурентоспособная самостоятельная структура. Собственные телепередачи, оперативные новости, создание видеоклипов – это и многое другое пришлось по душе агинцам. До сих пор люди старшего поколения вспоминают ежедневные часовые передачи на первом канале. Это сейчас, спустя двадцать лет, Агинское телевидение, в новостном формате вещает на канале Россия. А тогда агинские телепередачи люди ждали как праздника. Штат сотрудников насчитывал более пятидесяти человек, почти все специалисты были приглашены с Читинского телевидения и телеканала Бурятия. Папа приложил много сил, чтобы для них были построены дома. Его усилия были оправданы, сегодня все знают, где находится «телевизионный» городок. Коллектив был молодым, амбициозным, мобильным и очень дружным. Такими же были и первые творческие победы – высшая телевизионная премия «Ника» Базаржапа Ринчинова, признание документальных фильмов Батожаргала Гармажапова и Даримы Ринчиновой, первая операторская премия Тумэна Цырендашиева. До сих пор люди с ностальгией вспоминают детский музыкальный проект «Хонгёохон аяалганууд» - «Звонкие мелодии». Позывные агинского телевидения были созданы композитором Баиром Дугаровым. Все целевые заставки, которые сегодня являются брендом телевидения, были придуманы и смонтированы Константином Митуповым.  И сегодня мы уже не представляем Агинское ТВ без этих родных мелодий. Наряду с телевидением, много внимания он уделял родному радиовещанию, считал, что  радио является главным оперативным информатором новостей. Радиослушатели всегда ждали его передачи. Его бархатный густой баритон на волнах агинского радио был всегда узнаваем.

В 1994 году папа ушел с поста председателя и занял должность главного редактора радиовещания. С этой должности в 2005 году вышел на заслуженный отдых.

Творчество

Где бы он ни работал, какие проекты не реализовывал бы, он никогда не расставался с журналистикой и прозой. Все его произведения – простые и незамысловатые, притягивают чистотой чувств, простой красотой образов, мудростью мыслей.  Его герои – это его семья и родные, коллеги и односельчане, его жизнь и его эпоха. В его прозе – его судьба.

Писать он начал рано, впервые его заметки были опубликованы в «Агинской правде» и «Пионерской правде», когда он учился в пятом классе. Он много читал, сотрудничал с газетами Бурятии. В школьные годы серьезно стал пробовать свои силы в прозе, тогда родились повесть «Намарай хара hалхин», рассказы «Балдан санха», «Хурьга туу», «Дошын дэргэдэ», которые позднее будут опубликованы в журнале «Байгал». Он автор песни «Талаан намда юроогыш», которая с успехом была исполнена Георгием Метелевым на кремлевской сцене в Москве в Дни культуры Агинского округа, проходившая в 1967 году. Его пьесы «Хорон харгы», «Пуултын hуудэр» по мотивам романа Ч.Айтматова «Плаха» нашли широкий отклик у земляков. Эти произведения были инсценированы в спектаклях народного театра села Зуткулей, Догой, Дульдурга. За очерк «Буянтай булэ» стал лауреатом республиканской газеты «Буряад унэн», а в 1999 году за серию рассказов – лауреата Всебурятского еженедельника «Толон». Он автор сборника рассказов «Джуля», «Рассказы», романов  «Намынхид», «Суубэн шоно», сборника воспоминаний «Звезда над степью» о видном общественном и политическом деятеле Бадме Цыренове. Поводом для ее создания стал живой голос Бадмы Цыреновича, некогда записанный на магнитную ленту радио. Да и вообще в основе многих его произведений лежат реальные события. К примеру, главная героиня рассказа Дулмадэй, до сих пор живет в Зуткулее. В рассказе «Первая елка» главный герой он сам, в «Наркомане» -  кошка наших родственников, а в «Белом теленке» - мои братья Эрдэни и Тумэн. Многие папины коллеги по партийной линии узнают себя в романе «Намынхид» (Партийцы)». Какие бы ни были герои, он никогда не давал оценку их поведению и чертам характера. Он просто показывал их жизненные перипетии, его герои выросли с ним в одной степи, лакомились весенними побегами мангира и луковицами саранок, видели с ним одни и те же облака, потому, наверное, и рассказы его читаются на одном дыхании.

Своим творческим наставником всегда считал Жамьяна Балданжабона и гордился, что знаменитый мэтр называл его своим другом. Вообще у него было много друзей, умел дружить и ценить мужскую дружбу.

Память

Папа умел и любил работать, этого требовал и от нас, и от своих подчиненных. Он всегда говорил, что нужно работать так, чтобы в твое отсутствие «отряд заметил потерю бойца». И сам всегда был лучшим. Лучший ученик, лучший тракторист, лучший член агитбригады и даже лучший легкоатлет. В школьные годы он хорошо бегал на длинные дистанции. По случаю  многих побед бабушка сшила ему красную майку, и в этой майке его так никто и не победил. Он был членом Союза журналистов СССР, а позднее России, в 2002 году  ему присвоили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Его не стало зимой 2009 года.  Он ушел от нас в самом расцвете творческих сил. В память о нем учреждены две именные премии среди журналистов, пишущих на бурятском языке и среди режиссеров в окружном конкурсе «Театральная весна». Востребованность его книг говорит о том, что не гаснет любовь земляков к своему прозаику, патриоту родной земли, культуры и бурятского языка.

Идут годы, разрастается его семья, растут внуки. И уже мы, его дети, став родителями, учим своих детей видеть в каждом облаке героев своих романов.

Саяна Аюшиева, член Союза журналистов России

 

Просмотров: 200 | Добавил: mars | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: